Александр Нестеровский: «Мы еще не отошли от сервизов в сервантах и ковров»

Александр Нестеровский: «Мы еще не отошли от сервизов в сервантах и ковров»

09.06.2017

 

Кто ещё вешает ковры на стены, а кто заменяет их фотографией, как развивается украинский фоторынок, а также о медитативной фотографии – обо всём этом рассказал киевский фотограф Александр Нестеровский.

 

Первый раз, Вышгород, нечто большее  

На моём сайте в разделе «биография» написано, что я начал заниматься фотографией в 2009 году. Имеется ввиду осознанное занятие фотографией. До этого было хобби – плёнка, ванночки, красный свет. В 2009 я снял диптих разрушенного пирса в Вышгороде. Работы практически сразу приобрели  популярность, принимали участие в выставках в Москве, в Лондоне, были напечатаны в популярных фотожурналах. Снимая развалины (уже несуществующего на сегодняшний момент) пирса, я понял, что получаю от фотографии огромное удовольствие, а положительная оценка зрителя служит отличным стимулом. С этого момента фотография стала для меня нечто большим, чем просто фиксация момента, фотография для меня стала творческим процессом.

Не знаю, кто был первым покупателем моих работ. Первая фотография, которую я продал, ушла с закрытого киевского аукциона в 2011 г. К этому моменту у меня уже было несколько побед в фотоконкурсах, участие в коллективных выставках в Украине, публикации в специализированной литературе, как у нас, так и за рубежом.

Кадр в голове, Бритвенная резкость, Инстаграм

Кадр я вижу до того, как начинаю его снимать. Я нахожу объект, исследую локацию, изучаю ракурсы, жду подходящих условий - в общем, присматриваюсь и формирую в голове кадр. Это достаточно долгий процесс. Для того, чтобы получить ожидаемый результат, некоторые кадры я снимал годами.

В фотографии всё зависит от цели. Можно снять и на пинхол, что ты хочешь, если у тебя в голове уже сложился кадр. Для меня технические характеристики камеры важны, поскольку я печатаю работы в достаточно большом размере (80х80 см, 60х60 см). В этом случае разрешение и физический размер светочувствительного элемента играют важную роль. Мне нравится бритвенная резкость в моих работах, когда можно подойти к фотографии вплотную и рассматривать самые мелкие фрагменты. Но у меня нет предпочтений в производителях фотокамер - всю топ-линейку у Никона, Кэнона, Хассельблада я считаю классной.

Я занимаюсь медитативной фотографией (как я сам её назвал). Фотографируя нестандартные объекты, абстрактные пейзажи, я сосредотачиваюсь на атмосфере снимка, стараюсь достичь и передать определенное настроение кадра. 

Большинство моих работ – в формате квадрата. Мне нравится средний формат пленочного кадра, как по мне, этот формат больше всего подходит для моих работ.

Сегодня квадратный формат кадра возможно навевает ассоциацию с Инстаграмом. Да, и у меня есть профиль. Инстаграм, это ведь социальная сеть не только с фотографиями еды и селфи, а успешная коммерческая площадка. Одна из моих работ «Домик Охотника. Осень» (снятая в Украине) в Инстаграме  собрала более миллиона лайков и около сотни репостов, таким образом, получается, я популяризирую не только свое творчество, я популяризирую Украину.

Я считаю, что фотография получилась успешной, если её просмотр вызывает эмоции, и  зритель, глядя на работу, видит для себя каждый раз что-то новое, что-то свое.

 

 

Ценовая категория, свалка фотографий, гуглить «фотовыставки Киева»

В этом смысле всё зависит от амбиций автора. В первую очередь, моя цель - развитие фотографии у нас. На Западе культура восприятия художественной фотографии намного более развита. И чтобы она получила такое же развитие в Украине, на этапе становления нашего внутреннего рынка я готов придерживаться ценовой категории ниже среднеевропейской. Для того, чтобы украинский зритель мог себе позволить купить фотографию, привыкнуть к тому что, фотография, а не ковры служат украшением интерьера.

Сегодня рынок фотографии в Украине скорее фрагментарен, и в основном мои работы продаются не у нас. После всплеска активности фоторынка в 2005-2008 годах произошел спад, количество выставок сократилось, закрылись фотожурналы, но сейчас начался период стабилизации и восстановления.

Портфолио выставок, в которых принимали участие мои работы, состоит примерно из 15-20. Могу сказать, что на выставках всё зависит от куратора. Если куратор занят выставкой, то она будет интересна, где бы она не проходила. Можно сделать это классно в комнате 9х12, а можно снять большую галерею, развесить кое-как работы разного формата и превратить это в свалку фотографий.

Без сомнений, у нас есть и хорошие кураторы, и отличные галереи. Если гуглить «фотовыставки Киева», то можно найти как минимум 5, которые действуют в данный момент. Можно посещать и делать выводы самостоятельно. Мне, например, больше нравятся какие-то камерные галереи, где человек чувствует себя ближе к фото. Но вот для популяризации фотографии, проведения массовых выставок, фотобиеннале, конечно, лучше подходят большие пространства.

 

 

ВВС, Арка дружбы народов, Республика Гвинея

Для меня было сюрпризом, когда мне позвонили мои британские друзья и сообщили о новости на BBC обо мне [фотография Александра вошла в топ-15 лучших фото международного конкурса архитектурной фотографии The Art of Building]. Я, если честно, забыл абсолютно, о том что отправлял туда работу. Репосты в соцсетях и  новость ВВС автоматически подхватили и наши СМИ. Благодаря этому, фотография с видом Киева в финале пристижного Британского конкурса получила резонанс, и теперь одной из самих популярних моих работ является «Арка дружбы народов». Хотя эту работу я снял в 2010 г., и она не раз была представлена на выставках в Киеве. В итоге получается так, что пока ты не добьешься каких-то видимих результатов за границей, (я говорю о победах в конкурсах, участиях в экспозициях), тебя упорно не видят и замечать не хотят.

В 2012г. по приглаглашению меценатов и при содействии правительства я летал в Африку снимать альбом c видами  Республики Гвинея В итоге получился скорее иммиджевый проект, нежели коммерческий. Тропическая Африка – это, конечно, хорошо, но дома лучше.

Индустриальные зарисовки, фотокнига, ковры

Сейчас один из моих основных проектов – это серия городских и индустриальных зарисовок “Kiev Laconic”. Основная цель создания серии состоит в том, чтобы показать зрителю, как простота геометрических архитектурных форм и линий может создавать гармонию. И несмотря на то, что конструкции выполнены из металла и бетона, они воспринимаются очень легко, а монохромный цвет и минималистический сюжет помогают передать спокойствие и чистоту, создают медитативную и легко понимаемую картину. Серию этих работ я хочу оформить в фотокнигу. Это будет уникальный фотоальбом - таким Киев зритель еще не видел.

Тенденции украинской фотографии – для меня сложный вопрос. Нам нужны новые лица, которые не будут повторяться и брать эпатажем. А ещё у нас есть много людей, которые думают, что они фотографы. Раньше фотографом мог считаться тот, кто имел фотокамеру. Сейчас же, благодаря телефону в руках, и доступной фототехнике в целом,  фотографов стало очень много. Поэтому найти в этой массе реально талантливых авторов – сложно. У нас есть крутые фотографы в жанре рекламной, фэшн, документальной фотографии. Я же из сферы художественного фото, где всё сложнее. Этот жанр у нас пока не так популярен. Люди не привыкли украшать свои интерьеры фотографией. Мы ещё окончательно не отошли от сервизов в сервантах и ковров.

 

Записала Влада Подольская для 5.6Store

Иллюстрации: работы Александра Нестеровского