Blog

Уникальные работы Олега Малёваного

Уникальные работы Олега Малёваного

Олег Малеваный – один из основателей Харьковской школы фотографии.
Он принадлежит к плеяде фотографов, которые самостоятельно, методом проб и экспериментов создавали что-то новое, выходящее за рамки понятия 'красивая картинка' и отличное от привычных форм того времени. Как сказал Олег: «Это была эра «фототрюков», - и все началось с псевдополяризации (использования контрастной бумаги и засветки пленки второй раз) в 1965-ом, когда вышла первая серия фото с таким эффектом. В основном, это были черно-белые картинки. С конца 60-х Олег начал делать монтажи, а с 70-х – коллажи, смелые, в какой-то степени даже эпатажные работы. К сожалению, многие из них не суждено было увидеть публике - в 1979 году дома у Олега случился пожар. Тогда сгорели почти все негативы, архивы, записи; осталось пару десятков слайдов, немного коллажей и винтажных работ. Но с другой стороны - от этого они стали ещё более уникальными.

Именно эти ценнейшие и чудом спасенные работы представлены в нашей галерее.

Хочу рассказать об одной из них, уникальной работе «Страна травы», выполненной в технике «цветные эквиденситы». Она первая из трёх экземпляров и единственная, напечатанная на бумаге сибахром, которая уже не выпускается.

На просьбу рассказать о технике немного больше Олег отвечает:

«Нас было только два человека, кто использовал эту технику в СССР…никому это и в голову больше не приходило. Сначала меня заинтересовали научные обработки снимков Земли из космоса. Там надо было не только разделить весь диапазон градации участков белого и черного, а нужно было найти границу изогелия. Тогда и начались эксперименты. В то время не было возможности слайд перевести в фотографию, о сканерах я вообще молчу. Я слайд увеличивал до негатива 30х40 через увеличитель на цветную бумагу, после проявлял и контактом печатал. Для техники эквиденситы нужна была специальная рамка, где продырявив по специальной технологии рабочую пленку… В общем очень трудоемкий процесс оказался! Нужен был еще высококонтрастный ч/б материал, увеличитель 6х6 или 6х9… потом этот пленочный материал печатался в разных экспозициях...ещё нужно было делать 4 дубля негативов и 4 дубля позитивов контактным методом…это все складывалось в определенной последовательности ( то по очереди, то наискосок) и наконец-то печаталось…и получалось 4 варианта свето-теней..и это все лишь для одной картинки!
В такой технике у меня всего-то около 20 картинок, сделанных с 1969 по 1975 год. Потом еще родилась выстраданная серия «Сгоревшее время» из оставшихся негативов после пожара…»

Возникает вопрос: почему бы не возобновить эту технику и не делать дальше такие картинки?

Фотограф честно отвечает нам:
«Нет уже тех негативов, которые бы так работали…и время сейчас другое… не получится».

http://56store.com.ua/products/oleg-malevanyj-strana-travy-13

No comments yet

Write your comment

captcha